Методический семинар "Применение технологии коллективного творческого дела в деятельности классного руковдителя"


Добрый день, сегодня я бы хотела представить вашему вниманию воспитательную технологию Коллективного творческого дела (КТД). Зачем нам нужна эта технология? Ответ очень прост, для проведения любого мероприятия, которых в лицее проводится немало. Также в этом году на муниципальном конкурсе «СКК» одним из конкурсных этапов было представление социальной акции в технологии КТД.
СЛ.  Уже из названия можно понять, что такое КТД и на каких принципах эта воспитательная технология основана.  Воспитательная технология, основанная  на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:
l     Коллективности (все решения принимаются  и осуществляются совместно)
l     Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
l     Творческого подхода
Обычно понятие «коллективно-творческое дело» рассматривают в контексте педагогики  общей заботы (коммунарской педагогики). В педагогике общей заботы КТД — организационная  форма, отражающая направленность деятельности - на пользу, радость людям. К сожалению, на практике эта направленность КТД или исчезает, или же заменяется другими устремленностями: на общение, на позна­вательную активность.
Что же является результатом качественного осуществления коллективно-творческого дела? Прежде всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той  или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, пили, сделали»)
СЛ. Таким образом, целевую установку и организацию творческой деятельности можно озвучить следующим образом…
СЛ. Технологичность КТД объясняется обеспеченностью цепочки коллективного творческого дела мощ­ными социально-педагогическими методами, характер которых предполагает взаимодействие: обсужде­ние проблем, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы и прежде всего включение участни­ков в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства.

Структура КТД, описанная в книгах профессора И. П. Иванова

l     Коллективное целеполагание
l     Коллективное планирование
l     Коллективная подготовка
l     Проведение дела
l     Коллективный анализ по итогам (рефлексия)
l     Последствие, коррекция
СЛ. Изначально применение технологии КТД было основано на коммунарских идеях (педагогика заботы), и в этом контексте был возможен лишь классический вариант коллективной деятельности с приоритетом ценности социума перед ценностью развития личности. Сегодня появляется новая разновидность КТД личностно-ориентированная.
СЛ. Мозговой штурм
-   метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.
                                                           Разработан А. Осборном в 1953 г.
Правила проведения:
1.                      Существует запрет на критику идей;
2.                      Идеи оцениваются после штурма,
3.                      В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;
4.                      Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;
5.                      Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников
СЛ. Особенно важно отметить, что в значительной степени меняется механизм анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником. Последовательность анализа КТД: первым дает обратную связь участник КТД, затем обратную связь дают участники группы, завершают анализ педагоги. Примерные вопросы анализа:
1.      Что хорошо удалось?
2.      Как это меня лично продвинуло?
3.      Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
4.      Что мне следует изменить?
5.      Пожелания всем.
6.      Кому отдельное спасибо?
7.      Что делать дальше?

Однако следует избегать самоцельного "формотворчества". Необходимо помнить, что, каким бы оригинальным и привлекательным ни был замысел-сюжет дела, коллективным творческим оно становится только в том случае, если его участники будут в полной мере и его создателями (соавторами) на всех стадиях - от замысла и выдвижения идеи до анализа и оценки результатов. Принцип конструирования КТД состоит в том, чтобы, зная обобщенный алгоритм их подготовки и проведения, искать основу, толчок для сюжета-замысла и развить его в соответствии с поставленными или возможными педагогическими задачами.

1. Личностный подход в коллективе становится реальным лишь тогда, когда школьника удается поставить в позицию субъекта его жизнедеятельности. Только в этом случае создаются условия для целенаправленного педагогического воздействия на воспитание личности.
2. Развитие личности происходит в процессе той жизнедеятельности, которая задается конкретными общественными условиями. Жизнедеятельность школьников во многом определяется теми институтами воспитания, теми коллективами и группами, членами которых они являются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий